Туман.

ТУМАН.

В начале октября этого года я направился в монастыри Святой Афонской горы. Для меня это была уже пятая поездка на Афон. Предыдущие четыре паломнических путешествия также проходили в первой декаде октября.  Время паломничества я выбирал неслучайно, ведь летняя южная жара спадала и на Афонском полуострове, наступал бархатный сезон с комфортной  температурой в 25 градусов тепла.

Заранее распланировав паломнический маршрут по Афону, с тремя своими друзьями, с которыми мне уже приходилось бывать на Святой Афонской горе, мы отправились в путь. Благополучно добравшись до центрального порта Афона Дафни, мы пересели на паром «Агиа Анна», который должен был нас доставить к скитам Карули. Оттуда мы намеревались начать восхождение на Святую гору. Но, как выяснилось  при отходе парома из Дафни,  из-за достаточно высокой волны «Агиа Анна» не сможет причалить  к  небольшой арсане Карули. Конечной точкой прибытия парома будет причал скита Святой Анны. Это внесло в наши планы небольшие коррективы —  от арсаны Святой Анны также возможно начать восхождение, но при этом длина пути серьёзно увеличивалась. Иного выбора у нас не было и  поэтому, любуясь с парома величественными пейзажами, мы продолжили свой путь. После дождливого подмосковного лета оказаться хоть на несколько дней  под южным солнцем Афона было очень радостно.

Ну  вот и пристань.  Отсюда мы начали свой путь к вершине Афонской горы. После подъёма  примерно на 600 метров над уровнем моря  мы оказались в скиту Святой Анны. Здесь, по обычаю предыдущих поездок,  приложились к главной святыне скита — стопе святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Теперь надлежало дойти до Ставроса. Эта часть пути достаточно сложная, изобилует большим количеством вертикальных подъёмов, но тем не менее за несколько часов мы преодолели эту часть пути. Здесь,  недалеко от Ставроса, живут в кельях и небольших скитах Афонские монахи, в том числе и русские.  Двух из них -монаха Силуана и иеромонаха Памву  я знал, когда бывал на Афоне раньше. Именно у них  мы и хотели остановиться на ночлег.

Но тут произошло событие, которое я до сих пор не могу осмыслить.  Несмотря на сумерки и сильную усталость дневного преодоления горных троп, меня словно кто-то толкал продолжить восхождение. Мои спутники  сначала приняли мой призыв за  шутку, но,  убедившись,  что намерения мои самые серьёзные, смиренно приняли мой вызов.

Продолжив восхождение, мы практически сразу погрузились в полную темноту.  Благо у каждого из нас были фонари, которые помогали нам не сбиться с тропы, ведущей к церкви Панагии. Но тут настало новое испытание — пошел дождь, который с каждой минутой усиливался. Каменистая горная тропа  в одно  мгновение стала очень скользкой, густой туман в несколько раз уменьшил коэффициент полезного действия наших карманных фонарей, видимость сократилась до минимума. В довершение всего, не имея экипировки против дождя, мы очень быстро, как говорится — до нитки промокли. Несомненно, что  последние пять часов горного восхождения потребовали от нас  не только мобилизации всех оставшихся физических сил, но,  самое главное —  мужества в достижении цели. Шли мы, как выражаются спортсмены — на морально-волевых.

Ровно в час ночи мы добрались до церкви Панагия, где можно было переночевать. Потухший камин излучал так нужное всем тепло.   Нам даже хватило сил выпить по чашке чая, что помогло вернуть сильно утраченную в дороге жизнерадостность. В общем,  усталые, но довольные мы отправились спать. До вершины Святой Афонской горы оставалось совсем немного.

Утро следующего дня ознаменовалось сильнейшим, доселе мною невидимым,  туманом с сильным ветром и проливным дождем. Но сенсацией оказалось небольшое количество выпавшего и еще нерастаявшего снега. Снег в октябре  на Афоне, пусть и на высоте 1500 метров — явление  совсем необычное. Было похоже, что   бархатный сезон  в этом году отменялся.

Сложные погодные условия  некоторых паломников смутили, и они решили отказаться от подъёма на вершину, ограничившись восхождением до церкви Панагии. Но наша группа такой вариант даже не рассматривала.  Помолившись и подкрепившись утренним чаем,  мы решительно вступили на тропу,  ведущую к Святой Афонской горе.

Наши, ставшие теперь неразлучными спутники – дождь, ветер и туман — сопровождали нас при подъёме на гору. В какой-то момент  я снял промокшую насквозь скуфейку и одел на голову, дабы не промокать, целлофановый пакет. Но ветер вместе с шуршащим пакетом запечатлевали в моих ушах такие неприятные звуки, что когда очередной порыв ветра сдул с меня пакет и устремил его в туманную горную мглу, отягощение,  которое я испытывал,  отступило.  Уж лучше мокнуть. Подбадривая друг друга, вспоминая события прошедшего дня, мы незаметно добрались до вершины Святой Афонской горы, где в церкви Преображения Господня  отслужили благодарственный молебен.

Наши планы предполагали возможность переночевать на вершине Святой Афонской горы, благо совсем невдалеке есть небольшая комната. Именно туда мы устремились после молебного пения, чтобы немного согреться и спрятаться от дождя.  Увы, но  даже закутавшись в несколько спальных мешков, нам не удалось согреться.  Виной тому 100% влажность. Осознав на опыте, что в таких условиях мы не сможем провести ночь, было принято решение спускаться к церкви Панагии. Поклонившись Кресту Господню, который находится на самой высшей точке Афона, мы с нескрываемой досадой стали спускаться вниз. Уже в полной темноте  под непрекращающимся дождём мы снова добрались до Панагии.

Чудны дела твои Господи! Когда мы вошли в Панагию, то первым делом увидели такое большое количество паломников из России, что, казалось,  яблоку негде  было упасть. Горел камин, шла суета по приготовлению ужина, но самое главное —  выяснилось, что завтра здесь,  в церкви Панагия,  предполагается служение Божественной Литургии, которую возглавить, как старейшему по хиротонии, поручили мне. После ужина мы все вместе читали молитвенное правило ко причащению. Спать же  мы легли,  из-за занятости  всех спальных мест, прямо на полу в церкви.

Утром мы приступили к служению.  Нас было 10 священнослужителей из разных епархий Русской Православной Церкви, а также приблизительно 40 человек благочестивых мирян. За соборной Божественной Литургией все без исключения причастились Святых Христовых Таин.  Духовная атмосфера  храма наполнила наши сердца  истинной, благодатной радостью о Господе!

После небольшого импровизированного завтрака наша группа отправилась в сторону Великой Лавры Афанасия Афонского.  Всем нам очень хотелось в год 1050-летия основания Лавры  побывать в этом святом месте. Но путь был не близкий — приблизительно 20 километров, да и дождь ни на минуту не прекращался. Единственное, что привносило оптимизм в нас — это ослабление тумана. По мере нашего приближения к уровню моря  туманная дымка теряла свою насыщенность, да и ветер был уже не такой стремительный. Шли мы очень долго.  Накопившаяся усталость прошлых дней  давала о себе знать.

Неожиданно, уже незадолго до Лавры, мы немного сбились с основной тропы и пошли по старой тропинке в сторону монастыря, по которой уже много лет никто не ходил. Тропа эта сильно заросла, и каждый из нас, продираясь через жесткие ветки кустарника, в буквальном смысле получал пощёчины то справа, то слева. Да и дождевая вода,  скопившаяся на кустарнике, изрядно поливала нас, когда мы пробирались словно провинившиеся солдаты  сквозь строй.

Уже  стало смеркаться и  мы не на шутку испугались. Дело в том, что по Афонскому времени, полночь начинается с наступлением темноты и именно в это время  все Афонские монастыри закрывают свои монастырские ворота. Опоздавшие паломники  уже  никоим образом не смогут  попасть  в обитель. Для нас, вымокших и усталых, перспектива оказаться на ночь на улице под дождем  была крайне нежелательна. Наконец,  прорвавшись через оцепление кустарника, мы вышли на просторную дорогу.  До Лавры, которая уже виднелась в темноте, оставалось еще примерно два километра. Даже сейчас, по прошествии времени, мне тяжело вспоминать, каков был этот финишный рывок. Последнее, что я помню —  лицо улыбающегося Лаврского монаха, который шел закрывать монастырские врата. Несомненно,  вид четырех промокших людей, которые еще долго не могли отдышаться и держались за ворота обители, развеселил его.

Мы, опоздавшие паломники, все же не остались без ужина.  После того,  как нас разместили в монастырской гостинице, каждый из нас получил по увесистой тарелке макарон. Радости нашей не было предела.

Утром следующего дня  после Божественной Литургии, мы поклонились святыням монастыря Афанасия Афонского и возблагодарили Господа  за Его великие к нам,  грешным, благодеяния!

Паломничество по Афону продолжалось.