История прихода

 В с. Марьинское (Починки тож) с 1646 г. стояли, сменяя друг друга, деревянные храмы.

В 1842 г. тщанием местного крестьянина Афанасия Иосифова на месте сгоревшего деревянного построен ныне существующий однокупольный каменный храм (в стиле ампир) в честь Архистратига Божия Михаила с приделами мученицы Параскевы и святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

          К 1870 г. из-за бедности прихожан храм стал постепенно приходить в ветхость. Богородский купец М. Ф. Перелетов на свои средства полностью его отремонтировал. В 1900-1902 гг. тщанием крестьянина с. Починки Василия Перелетова был отремонтирован иконостас, возобновлена роспись храма, сооружены новые купола с вызолоченными крестами.

           Храм закрыли в 1938 г. после ареста последнего настоятеля священномученика Димитрия (Розанова). Впоследствии почти весь храм был разобран на стройматериалы местными жителями и дачниками.

 

           Новая страница в истории храма началась в 2003 г., когда храм стараниями местных жителей стал постепенно подниматься из руин.

 

           Летом 2010 г. была совершена первая Божественная Литургия.

 

Далее мы публикуем воспоминания коренного жителя села Починки о храме архангела Михаила, Алексея Борисова:

Храм архангела Михаила в селе Починки (Марьино тож, Починок тож).

Приделы:  Правый в честь вмц. Параскевы,

Левый в честь Александрийских святых Кирилла и Афанасия.

I.

До 25 апреля 18  38 года по причине сгоревшей старой деревянной церкви священника местного и причетников своих при приходе не было. Исправлял же требы  села Каменищи священник со своим причтом.

Церковь начала строиться 1836 года сентября 13 дня и окончена в декабре 1842 года. Окончена вчерне. Строился храм в основном иждивением вольного села Починки хлебопашца Афанасия Иосифова. По смерти его в марте 1842 года храм оставался еще недостроенным. Достраивала храм супруга Афанасия Домна Тимофеева.

Контракт с мастером Никитою Стефановым, который был Владимирской губернии, сделан был в Москве Афанасием Иосифовым. Никита Стефанов умер в 1841 году, достраивал же церковь брат его Михаил Стефанов. Всего на постройку храма ушло примерно 7 тысяч рублей.

В 1836 году старостою церкви был выбран Петр Спиридонов, села Починок свободный хлебопашец. Петр Спиридонов принимал большое участие в строительстве церкви.

II.

26 сентября 1876 года торжество по случаю обновления храма. Служил местный настоятель о. Александр Сперанский, как исправляющий должность благочинного, в сослужении 4 х священников соседних приходов и стольких же дьяконов. Обновление храма стало возможным во многом тщанием благочестивого прихожанина села Починок, временно-богородского купца Михаила Федоровича Перемётова. К началу 1870х годов храм по свидетельству очевидца: «… не обинуясь скажу, своею бедностью поражал каждого. Иконостас и стены храма местами так сильно потрескались, что как бы грозили совершенным падением, а иконостасная и стенная живопись от давности и сырости лишь сохраняли малые следы своего назначения, в особенности в нижней части иконостаса».

   После обновления храма по свидетельству того же очевидца: «Иконы, размещенные в иконостасе, все вновь написаны в византийском стиле. Колонны и промежутки между икон разукрашены золоченною резьбою, а новые массивные царские двери своим блеском не мало пополняют украшения иконостаса. Стены храма вновь оштукатурены, отделаны и украшены живописью из истории  новозаветной  церкви. Места для клироса отделаны вновь и по бокам их поставлены новые массивные металлические хоругви. Словом, все в храмевозобновлено, исправлено. Даже утварь, напрестольный крест, сосуды и Евангелие в первый еще раз употреблены были в освящении храма».

Одним из этапов обновления храма стали работы в 1872 году, когда тщанием и при участии прихожан храм был оштукатурен, крыша окрашена, и полуразвалившаяся вокруг храма и кладбища ограда получила должное исправление.

          По свидетельству того же очевидца: «Опытные люди утверждают, что Перемётовым было затрачено около 5 тысяч рублей. Но мне известно, что сказанным еще не ограничились  жертвы и заслуги г. Перемётова. После же освящения храма он поручил тому же, достойному по выполнению работ уважения, живописцу Морозову написать двунадесятые праздники на кипарисовых досках, а в будущем году он, г. Перемётов, приступит к возобновлению двух остальных приделов во имя св. мученицы параскевы и свтт. Афанасия и Кирилла».

III.

          По убеждению о. Александра Сперанского прихожанами открыто было сельское училище, в котором по свидетельству все того же очевидца: «на первое же время под руководством о. Сперанского обучалось до 20ти мальчиков.  Ныне же число учеников, благодаря усердию того же г. Перемётова, как попечителя этого  училища, уже намного увеличилось, и,  кроме о. Сперанского, состоящего законоучителем, обучением детей с неутомимой ревностью занимается усердная и опытная, хотя еще молодая, наставница госпожа Перешивкина, окончившая курс в женской учительской семинарии».

          В 1918 году власти запретили преподавание Закона Божия и убрали из здания школы все иконы. Занятия же в школе (первые четыре класса) проводились до 1960хгодов. В 70е-80е годы  здание школы подверглось разграблению.  В настоящее время школа вместе с земельным участком передана в частные руки. Произведен ремонт, в результате которого окончательно утрачена кирпичная часть школы, часть деревянных строений и сарай.  Отремонтированная часть используется дачниками для отдыха.

В селе Починки в 1881 году в честь спасения Царской Семьи во время крушения царского поезда была возведена и освящена новая часовня. Часовня была возведена под горой на месте источника. Ежегодно там освящалась вода, проводились купания. Известны случаи исцелений. Многие жители Починок регулярно использовали воду из источника. Ниже были устроены заводи для разных хозяйственных нужд. В 1960 х годах часовню сломали. Воду же местные жители продолжали использовать. В настоящее время часовню восстановили, но в совершенно другом виде. Устроена также и купальня.

V.

Священники, служившие в храме Архангела Михаила.

  1. Священник Ксенофонт Варфоломеев с 25 апреля 1838г. по 1845г.
  2. С 1845 г. По 1865г. Пока нет сведений.
  3. С 1865 г. По (предположительно) конец 1876 г. О. Александр Сперанский.
  4. О. Петр Любимов начал служить в с. Починки предположительно в 1876 году. С матушкой он не жил, так как осуждал ее за открытие винной лавки. Прослужил он недолго, так как быстро ослеп. Ушел в затвор. Жил в небольшом домике в селе Починки, все время проводил в посте и молитве. Питался просфорами и святой водой. Был человеком святой жизни, пользовался огромным уважением сельчан. Имеется много свидетелей его прозорливости. Умер в 1915 году. В затворе прожил 39 лет. Похоронен за алтарем в церковной ограде. 
  5. Священник о. Алексей Михайловский. Прибыл в Починки из села Игумново. По свидетельству современников, отец Петр предсказал ему, что если он останется в Починках служить, то останется здесь навсегда. Так и случилось. Начал отец Алексей служить в Починках предположительно во второй половине 1870х годов. В 1880 году младенцем умирает его сын Иоанн. В 1890 году умерла его матушка Надежда с младенцем дочкой Марией. Прослужил о. Алексей в Починках до самой смерти в 1913 году. Родных у него никого не осталось. Жития его было 62 года. Все отдал церкви. Справа от главного входа в храм сохранилась могила о. Алексия и его семьи с единственным оставшимся на весь храм мраморным памятником.
  6. Священник отец Павел Соколов. Прибыл служить из села Игумново по смерти в 1913 году о. Алексия Михайловского. Умер 24(11) апреля 1922 года. Отец Павел ехал через речку Лопасню на лошади, упал в воду, сильно простудился, отчего и умер. Жития о. Павла было 59 лет, 10 месяцев 29 дней. Похоронен  о. Павел за алтарем церкви в церковной ограде, рядом с отцом Петром Любимовым. Матушка  о. Павла – Мария Владычинская. Её братья: о. Сергий   в Москве – протоиерей, там же был сослан на север и погиб. О. Александр протоиерей в Серпухове, арестован 21.09.1938 года.  После смерти отца Павла матушку Марию с детьми пожалел Серпуховской епископ Арсений. По просьбе матушки он не назначил другого священника, так как тогда бы ей вместе с пятью детьми пришлось бы освободить церковный дом. Епископ Арсений рукоположил дьякона отца Димитрия Розанова, который проживал в частном доме дьячка рядом с поповским домом.
  7. По смерти о. Павла в 1922 году служил 5-6 недель наездами монах из Белопесоцка отец Самуил (Лебедев?). (Арестован 13.10.1933 года).
  8. Отец Димитрий Розанов. (сщмч. Память 18 марта). Он был в соседнем селе Хатунь псаломщиком. После служил диаконом в селе Починки при о. Павле. В 1922 году рукоположен Серпуховским епископом Арсением во священника. О. Димитрия арестовали в 1937 году. Далее приведу свидетельство женщины (в 1937 году – девочки), как увозили  о. Димитрия. Человек N, в то время занимавший большое положение в колхозе, спросил у священника с издевкой: «Батюшка, тебе соломки не подложить?». На это отец Димитрий ответил: «Подожди, скоро себе подкладывать будешь!». В этом же году Человек N был действительно арестован, обвинен в издевательстве над крестьянами (возможно, были и другие обвинения), и расстрелян. Позднее родственники добились реабилитации этого человека. Имя его не приводится из этических соображений, так как его родные принимают активное участие в восстановлении церковной общины, и не имеют никакого отношения к рассказанному выше. Отец Димитрий умер в лагере в 1938 году.

Вместе с отцом Димитрием в один день арестован настоятель Хатунской церкви, отец Александр (старше 80 лет). По словам Василия Павловича Соколова (сына отца Павла) о. Александр умер на руках у своего сына Сергея в дороге на Каширу. Сергей был расстрелян (он окончил духовную и гражданскую академию).

Благочинный Хатунской десятины о. Николай Александрович Сперанский еще в 1918 году выехал из Хатуни. Он играл в преферанс с братом Ленина Димитрием, приезжавшим из деревни Липитино в гости. Там он был главным врачом больницы – самодур, гордыня).

  1. Священник отец Сергий Субботин Назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма летом 2001 года. Отец Сергий вместе с матушкой Еленой принял храм в самом начале восстановления. Храм находился в руинах. О служении литургии и всенощной не могло быть и речи. Регулярно проводились молебны. У отца Сергия было много хозяйственной и организационной работы. Проживал он в доме церковного старосты Алексея Шуваева. Отец Сергий недолго оставался настоятелем, указом №496 15.03.2002 года был освобожден от обязанностей настоятеля и в настоящее время служит в Москве.

В храм Архангела Михаила в с. Починки приезжал Михаил Дормидонтович Михайлов.  Он принимал участие в службах.  (Со слов моей бабушки Елизаветы Алексеевны и ее сестры Анны Алексеевны Ясенцевых – девичья их фамилия).  Они в то время пели на клиросе. Михайлов приезжал в Починки в 1920х годах. Михаил Дормидонтович был знаменитым могучим басом, который пел в Большом театре, в послевоенные годы исполнял арию Ивана Сусанина. Будучи православным и глубоко верующим человеком, он еще до революции стал протодиаконом, и, несмотря ни на что, сан с себя не снял.

Он продолжал служить в оставшихся после погромов православных храмах.

После ареста о. Димитрия в 1937 году священников и служб в храме не было. ( Есть,  правда, свидетельство одной женщины, что после войны в 1946 году были какие-то службы.  Что это были за службы,  и кто их проводил неизвестно.) В храме хранили зерно. Церковная утварь и иконы были частью взяты по домам не хранение, а частью разграблены. Ключи были у церковной старосты из села Лапино. Некоторая молодежь смеха ради облачалась в священнические одежды.

Наиболее сильные разрушения храм понес с начала 70х, в 80е и 90е годы ХХ столетия. Двери в храме были нараспашку, не запирались, а частью сорваны и унесены в неизвестном направлении. Люди начали растаскивать плиты с пола церкви для фундамента домов и для других хозяйственных нужд. (Свидетельствую лично, что в августе 1972 года все плиты были еще на месте, только в трапезной части под иконами было в полу небольшое отверстие диаметром не более 10 см. В последующем на этом месте образовалась огромная яма.) Многие разживились церковным кирпичом, оконными блоками, выпиливали железные стяжки на потолке. Уже сильно текла крыша. Штукатурка отваливалась, роспись исчезала на глазах. Была частично растащена церковная ограда.  Были расхищены (кроме одного!) мраморные памятники в церковной ограде и часть известковых памятников. Регулярно оскверняла храм скотина, которая тогда еще оставалась в деревне. Лазили по церкви мальчишки. В алтаре храма вечерами часто разводила костер местная молодежь. Были нарушены все печки,   уничтожена безвозвратно практически вся система отопительных дымоходов.

В ХХI век храм вошел на грани полного обрушения. Уже упал свод пристройки главного входа. В трапезной части храма свод мог рухнуть каждую секунду. В своде и стенах везде были трещины, зияли огромные дыры, падали кирпичи.  В главном приделе храма на куполе росли деревья, разрушая своими корнями последние связи между кирпичами. Все везде текло и продувалось. Пола в храме практически не осталось. Везде зияли пустоты, ямы, траншеи от вскрытых дымоходов.

Появилась еще одна напасть. Объявились люди, которые пытались захватить под дачные участки земли, непосредственно примыкающие к церкви.

VIII.

     Реставрация храма не началась сразу в одночасье. Храм продолжал рушиться, и, в то же время. Чуть заметны становились перемены, появились маленькие проблески надежды. В соседнем селе Хатунь реставрация шла полным ходом. Настоятель из Хатуни о. Валерий несколько раз приезжал вместе с тогдашним благочинным о. Михаилом из села Среднее. Несколько раз приезжали и расспрашивали о храме неизвестные священники. Кто-то из Починок ездил регулярно на службу в Хатунь, кто-то изредка, а кто-то уже задумывался о службе. Одним словом, маленькая струйка, а может и маленький ручеек молитвы тёк ко Господу. Первый субботник состоялся в 1997 году. Вышли на работу и стар и млад. В последующем были еще субботники. Состоялся первый водосвятный молебен. Прихожане в главном приделе храма и в алтаре закрыли оконные пустоты целофаном. И время от времени в нашем храме стали совершаться молебны. Служили разные священники – некоторые специально приезжали служить, некоторые попадали с оказией. Жители стали читать в храме акафисты и каноны. Мало-помалу стала образовываться при храме церковная община. А самое главное, что молитва  текла уже не струйкой и не ручейком, это была уже маленькая речушка… И вот наконец-то случилось давно ожидаемое событие. Летом после очередного субботника было решено нанять в помощь рабочих. Несколько позже, после долгих обсуждений, Господь указал общине избу, где могут жить наемные рабочие. Большим моральным подспорьем для общины стало назначение настоятеля – отца Сергия Субботина. Регулярно стали служиться молебны. После того, как отца Сергия отозвали служить в Москву, молебны по субботам служит настоятель Хатунского храма  о. Валерий Приходченко , который теперь является настоятелем и нашего Михайло-Архангельского храма и начинающего восстанавливаться Храма Рождества Господа Иисуса Христа в селе Каменищи. Так начиналась реставрация и восстановление храма в честь Михаила Архангела в селе Починки.

 

           

Комментирование запрещено